Если не набраться смелости и не
сказать, что Ветхий Завет прямо говорит о троичности Божества, то нельзя
отрицать то, что Ветхий Завет дает совершенно ясные намеки на это. И эти намеки
можно увидеть через следующие моменты:
Местоимения,
использующиеся по отношению к Богу, в
форме множественного числа. Ни один раз в Ветхом Завете местоимения,
стоящие вместо имени Бога, имеют форму множественного числа. Так, например, в
Бытие 1:26 мы читаем: «И сказал Бог (Элохим): сотворим человека по образу Нашему,
по подобию Нашему...»если
интерпретировать это место в свете Новозаветнего откровения учения о Троицы,
местоимение «нашему», стоящее в таком несогласование чисел кажется ничем иным,
как совершенно определенным намеком на триипостасность Божества. Нечто похожее
мы находим и у пророка Исаи 6:8: «И услышал я голос Господа (Адонай),
говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?»
Глаголы,
использующиеся по отношению к Богу, в
форме множественного числа. В том же тексте Быт. 1:26, после слова Бог
(Элохим) идет глагол множественного числа «сотворим» (hf,[]n:). В другом месте имеется похожий отрывок. «И сказал Господь
(Яхве)... Сойдем же (hd'r>nE), и смещаем (hl'b.n"w>) язык их,
так чтобы один не понимал речи другого». Быт.11:6,7. Эти отрывки так же дают
нам право предположить о некой множественности Божества. И если в случае с
Быт.1:26, кто-то может возразить, сказав, что в данном случае местоимения во
множественном числе - это лишь согласование со словом Элохим (~yhil{a/), так по своей форме Элохим тоже множественное число. Но как
в этом случае объяснить Быт.11:6,7 и Ис.6:8? Притом Элохим употребляется и с
глаголом в единственном числе. Тот же стих - Быт. 1:26: "и сказал (rm,aYOw:,,; 3-е лицо, ед. число) Бог (Элохим).
Господа
следует отличать от Господа, или от Бога. В Бытие 19:24 мы встречаем
следующее выражение: «И пролил Господь (Яхве) на Содом и Гоморру дождем серу и
огонь от Господа (Яхве) с неба...» Притом под первым Господом в данном тексте
подразумеваются не кто иные, как те два ангела, пришедшие в дом Лота (см.
Быт.19:1-23), они находились на земле и проливали огонь от Господа с неба.
Похожий случай мы встречаем в видении пророка Захария о
великом иерее и сатане. Зах.3:2 «И сказал Господь (Яхве) сатане: Господь (Яхве)
да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь (Яхве), избавивший
Иерусалим!» (см. также в Новом Завете 2Тим.1:18).
«Сына» следует отличать от «Отца» или от «Господа». Знакомясь с
учением Ветхого Завета, мы встречаем и эту идею. Так, например, в пророческом
изречении Давида: «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; я ныне
родил Тебя» Пс.2:7. Сыны Кареевы высказывали подобную мысль: «Остры стрелы
Твои; Престол Твой Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил
правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем
радости, более соучастников Твоих» Пс.44:6-8. Так же пророк Михей, передовая
слова Божии говорит: «И ты Вифлеем - Ефрафа ... из тебя произойдет Мне Тот,
Который должен быть владыкою в Израиле, и Которого происхождение от начала от
дней вечных» Мих.5:2.
Духа
следует отличать от Бога или Господа. С первых строк Библии мы встречаем
это различие: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и
пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Быт.1:12. «Сказал
Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками». Быт.6:3 (см.
Числ.11:29; Числ.27:18; Пс.50:12,13; Ис.40:13; Аггей 4,5).
А пророк Исая в 48 главе прямо
говорит о троичности Божества. «Послушай Меня, Иаков и Израиль... Я первый и я
последний... Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с
того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и
Дух Его» Ис.48:12-16.
Рассмотрев все эти отрывки,
действительно становится очевидным тот факт, что Ветхий Завет содержит
определённые свидетельства в пользу троичности Божества. Но, несмотря на это
Бог Ветхого Завета один и един, а не три бога. Этим то и отличалась монотеистическая
религия Израиля от языческих религий.
Указание на
единство Бога
О единстве Бога в учении Ветхого
Завета можно заключить из того, что хотя мы и встречаем намеки на троичность,
мы так же встречаем и то, что Бог только один. «И молился Езекия пред лицом
Господним, и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты Один Бог
всех царств земли, Ты сотворил небо и землю». 4Цар.19:15. Иов говорит, что «Он
(Бог) один распростирает небеса, и ходит по высотам моря» Иов.9:8. Давид
призывает славить «Того, Который один творит чудеса великие...» Пс.135:4.
Природа Святого Духа. Учение Ветхого Завета
Действия
Святого Духа
Действия Святого Духа, о которых нам
повествует Ветхий Завет, очень разнообразны. Причина, по которой мы
намереваемся рассмотреть действия Святого Духа, изучая вопрос о Его природе,
заключается в том, что некоторые действия Святого Духа раскрывают Его природу.
С первой страницы Библии мы находим,
что Святой Дух участвует в творении (Быт.1:2).
Книга Иова прямо свидетельствует о том, что Святой Дух совершает творческую деятельность. «Дух Божий создал меня, и
дыхание Вседержителя дало мне жизнь». Иов.33:4 (см.Пс.138:13; Иов.26:11-13).
Святой Дух, может быть, огорчаем
и пренебрегаем. Пророк Исая,
повествуя о народе Божьем, пишет: «но они возмутились и огорчили Святого Духа
Его» Ис.63:10 (см. Быт.6:3).
Святой Дух пребывает в
человеке, или почивает на человеке.
О Давиде сказано, как и о многих других: «и почивал Дух Господень на Давиде»
1Царств16:13 (см. Быт.41:38; Числ.1:17,25,26; Числ.23:6; Числ.24:2; Числ.27:18;
Суд.3:10; Суд.11:29; 4Цар.2:9,15,16; Пс.103:30; Ис.11:2; Ис.59:21; Ис.61:1;
Ис.63:11; Дан.4:5,6,15; Дан.5:11,14). А пророк Аггей говорит, что Святой Дух пребывает не только в отдельный
личностях, но и среди народа. «Завет
Мой, - говорит Господь вышедшим из плена Вавилонского, который Я заключил с
вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь».
Аг.2:5.
Святой Дух исполняет
человека «Господь исполнил его (Веселиила) Духом Божиим» Исх.35:31 (см.
Мих.3:8). Объемлет или облекает человека «Дух Господень объял
Гедеона» Суд.6:34 (см. 1Пар.12:18; 1Пар.24:20).
Святой Дух действует в
человеке. О Самсоне сказано: «И начал Дух Господень действовать в нем...»
Суд.13:25.
Дух Святой сходит на
человека:«и сошел на него (на
Самсона) Дух Господень» Суд.14:6 (см. Суд.14:19; Суд.15:14; 1Цар.10:6,10;
1Цар.11:6; 1Цар.19:20; 2Пар.15:1; 2Пар.20:14; Ис.42:1).
Святой Дух также и отступает
или отходит от человека. После того,
как Саул ослушался Бога, о нем сказано: «от Саула отступил Дух Господень»
1Цар.16:14 (см. 3Цар.22:24; 2Пар.18:23; Пс.50:13).
Дух Святой говорит в
человеке. В песне хвалы Давида, которая названа «последние слова Давида»,
мы находим такое высказывание: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на
языке у меня» 2Цар.23:2 (см. 3Царств22:24).
Святой Дух руководит
человеком. Бог говорит через пророка Иезекииля: «Вложу внутрь вас дух Мой и
сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать
и выполнять» Иез.36:27 (см. 3Царств18:13; Пс.142:10; ср. Ис.30:1).
Святой Дух наставляет.
В книге Неемии записана молитва, и в ней мы встречаем такие слова: «Ты (Бог)
дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» Неем.9:20.
Дух Святой напоминает.
В той же молитве встречается и такое высказывание: «Ожидая их обращения
(обращения народа Божьего), Ты медлил, многие годы и напоминал им Духом Твоим,
через пророков Твоих». Неем.9:30.
Святой Дух участвует в передачи вести через видения.
Иезекииль так описывает свой опыт: «и поднял меня дух между землею и небом, и
принес меня в видениях Божиих в Иерусалим» Иез.8:3 (см. Иов.4:15; Иез.2:2;
Иез.3:12,14,24; Иез.11:1,5,24; Иез.13:3; Иез.37:1; Иез.43:5; Зах.7:12).
Святой Дух утверждает.
Давид молился и взывал к Господу: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом
владычественным утверди меня». Пс.50:14.
Дух Святой изливается.
«Изолью от Духа Моего на всякую плоть (говорит Господь), и будут
пророчествовать Сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, и
юноши ваши будут видеть видения. И так же на рабов и на рабынь в те дни изолью
от Духа Моего». Иоиль 2:28,29 (см. Ис.32:15; Ис.44:3; Иез.39:29; Зах.12:10).
Прежде чем закончить говорить о действиях Святого Духа,
следует отметить тот факт, что многие действия, которые совершает Святой Дух,
совершает и Бог. Святой Дух творит,
Бог тоже творит (см. Быт.1:1;
Быт.2:2). Святого Духа можно огорчить,
огорчить можно и Бога (см.Пс.77:56;
ср. Иер.7:19). Бог, как и Дух Святой, действует
(см. Екл.7:13; Пс.118:126). О Сауле сказано, что Дух Господень отступил от него (см. 1Царств 16:14),
две главы ниже о том же Сауле сказано, что «Господь (Яхве)... от Саула отступил...» (1Цар.18:12). Бог, как и
Дух Святой, говорит в человеке, или
чрез человека (см. Вт.18:18,19). Бог, так же как и Дух Святой руководит человеком (Пс.72:23,24), наставляет человека (см. Вт.31:14).
Подобно Святому Духу, Бог напоминает
(Неем.9:29), участвует в передачи вести
через видения (см. Числ.24:4; Иез.1:1), утверждает(см. Пс.39:2,3; 2Цар.5:12).
После такого сравнения нельзя не увидеть, что во многом
действия Бога и действия Святого Духа схожи. Следует отметить, что речь идет не
только о таких действиях, которые способен совершить и человек, но которые
совершает только Бог. На основании этого можно предположить, что существует
равенство между Святым Духом и Богом. Хотя нужно сказать, что это лишь
предположение.
Имена
Святого Духа в Ветхом Завете
Как мы уже упоминали выше, имена во времена Ветхого Завета не
просто называли человека, но и охарактеризовывали его. Поэтому нам необходимо
будет рассмотреть те имена, которыми Святой Дух называется в Ветхом Завете,
т.к. они характеризуют и Его природу.
В Ветхом Завете Святой Дух называется следующими именами:
Дух с
личным местоимением,стоящим
вместо имени Бога (см. Быт.6:3; Числ.11:29; Неем.9:20; Иов26:13; Пс.103:30;
Пс.138:7; Пс.142:10; Ис.30:1; Ис.34:16; Ис.42:1; Ис.44:3; Ис.48:16; Ис.59:21;
Иез.36:27; Иез.39:29; Иоиль 2:28,29; Агг.2:5; Зах.4:6; Зах.7:12);
Дух Святой
с личным местоимением, стоящим вместо имени Бога (Пс.50:13; Ис.63:10,11).
Дух
премудрости (см. Исх.28:3; Вт.34:9; Исх.11:2); Дух Илии (см. 4Цар.2:15)[102].
Дух
Владычественный (см. Пс.50:14);
Дух свыше(см. Ис.32:15).
В описании славы Божией - Дух
животных[103]
(см. Иез.10:17).
Дух Святого
Бога (см. Дан.4:5,6,15; Дан.5:11).
Высокий Дух (см.
Дан.5:12; Дан.6:3).
Превосходный
Дух (Мал.2:15).
Дух
благодати и умиления (см. Зах.12:10).
Дух ведения
и благочестия (Ис.11:2).
Следует отметить, что многие имена, которыми называется
Святой Дух, схожи с именами, которыми называется Бог. Дух называется Святым, и Бог Свят (см. Ис.6:3). Дух называется Духом Яхвы и Духом Элохим,
но Яхве и Элохим - это также и имена Бога. Дух назван Духом премудрости и Бог
премудр (см. Езд.7:25; Ис.28:29). Давид говорит о Духе, как о Владычественном, и Бог есть Владыка (см. Вт.10:17 ср. Дан.2:47). В
Данииле пребывал высокий Дух. А Исая
говорит о том дне, когда лишь «один Господь
будет высок» Ис.2:11.
Подобно действиям, имена Святого Духа в своем большинстве
схожи с именами Бога. На основании сходств имён мы снова можем предположить о
равенстве Святого Духа и Бога, но этого далеко ещё не достаточно, что бы
утверждать о равенстве природы Святого Духа и Бога.
Этот пост — одно из немногих исключений, когда читаешь с удовольствием и что-то для себя выносишь. Спасибо автору. Добавлю в избранноеhttp://voronezh.recikl.ru/ - . :)